Новости

Личные данные в общем доступе

Скандал с индексацией Google Docs в поиске «Яндекса» доказал: история ничему не учит. По крайней мере, пользователей Рунета. Еще в 2011 году выяснилось, что тысячи людей хранят личные документы и пароли в соцсети «ВКонтакте», не ограничивая к ним доступ.

Однако оказалось, что за семь лет люди так и не смогли разобраться с настройками приватности. И Google, и «Яндекс» утверждают: виной всему беспечность пользователей. В «Яндексе» заявили, что в результатах поиска появлялись файлы с установленной опцией «общедоступно для поиска и просмотра». Google также напомнил: поисковые системы могут индексировать только те документы, которые намеренно были сделаны их владельцами публичными — или если кто-либо опубликовал ссылку на документ, владелец которого сделал его доступным для поиска и просмотра всем в интернете.

В соцсетях уже появились конспирологические теории насчет того, что «Яндекс» проиндексировал документы тех пользователей, у которых установлены «Яндекс.Браузер» или «Яндекс. Тулбар». В самой компании эти слухи не комментируют. Между тем поисковик перекрыл доступ к документам Google Docs, а ситуацией заинтересовался Роскомнадзор.

Напомним, в открытом доступе хранились файлы с паролями, контактами, финансовой информацией и другими конфиденциальными данными. Но если небрежность обычных пользователей еще объяснима, то ее наличие у сотрудников крупных компаний выглядит странно. Их невнимательность может дорого обойтись работодателю. Кто же попал в список пострадавших?

«Тинькофф банк»

Стоп-факторы при приеме на работу вызвали возмущение пользователей. Из документа следовало, что в финансовую организацию не устроиться жителям Северо-Кавказского ФО, бывшим журналистам и телеведущим, религиозным людям, которые молятся несколько раз в день, выходцам из МВД и ФСБ. В пресс-службе компании сначала отрицали наличие таких методичек. Позже представители банка сообщили TJ, что автором документа является их сотрудник, который руководствовался «неясными причинами». Там подчеркнули, что описанные в тексте правила прямо противоречат HR-политике группы.

«Леруа Мерлен»

Не успел ритейлер разобраться с одним скандалом и собрать реакции пользователей, как они стали достоянием общественности. Журналист «Эха Москвы» Александр Плющев выложил в Telegram скриншот документа с негативными комментариями в адрес бывшего PR-директора «Леруа Мерлен» Галины Паниной. «Да, это один из внутренних рабочих документов, которые мы ведём в рамках выяснения всех подробностей ситуации. Мы огорчены тем, что документ попал в сеть», — заявили TJ в компании.

Администрация Екатеринбурга

Блогер Илья Варламов написал в Telegram, что обнаружил в Google Docs инструкцию по «отработке» негатива после его приезда. Якобы администрация Екатеринбурга рекомендовала подготовить репортаж об удобстве парков и улиц Екатеринбурга — от имени местного жителя и блогера-туриста. При этом требовалось максимально связать материал с темой экс-мэра Евгения Ройзмана. Впрочем, никаких скриншотов и ссылок Варламов не выложил. Чиновники наличие такой инструкции отрицают, зато Ройзман назвал историю невыдуманной.

Twitter Ads info and privacy

Отдельные находки не связаны с конкретными компаниями или организациями. Например, в поиске оказался список из 23 тысяч избирателей района Восточное Дегунино — с адресами, контактными данными и иной персональной информацией. Рядом с именами стоят пометки об отсутствии в районе, об отказе голосовать, о нахождении в лечебных учреждениях, все в привязке к УИКам районов. Оппозиционер Леонид Волков предположил, что речь идет о «мобилизационной сетке» и обеспечении нужного результата на выборах.

Издание Life утверждает, среди находок была и сводная таблица проституток Санкт-Петербурга с ценами, адресами и перечнем оказываемых услуг. Правда, никаких подтверждений журналисты не приводят.

«Кенгуру»

Кто-то нашёл скриншот документа со всеми корпоративными паролями службы доставки еды «Кенгуру». В итоге клиенты сервиса ночью получили сообщения с неприличным содержанием. Владелец компании Сергей Никитин рассказал URA.RU, что сайт «Кенгуру» был полностью удален, аккаунты от всех соцсетей взломаны, в группу в «ВКонтакте» залили порноролики, а подписчикам разослали сомнительные изображения.

Возмущенным клиентам предоставили скидку. Компания оценивает ущерб от утечки в 200 тысяч рублей.

«Черрипикеры» в России

 В 2017 году россияне продолжили экономить на продуктах, что привело к появлению целого слоя «черрипикеров», охотников за скидками, и росту профильных дискаунтеров. Их общий оборот по итогам 2018 года превысит 3 трлн руб., а через два года — 4 трлн руб., сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследование Infoline.

К ведущим дискаунтерам аналитики отнесли «Пятерочку» (X5 Retail Group), «Магнит», «Дикси», «Монетку» (основана в Екатеринбурге) и «Светофор» (создан в Красноярске). По итогам 2018 года объем продаж продуктов питания через дискаунтеры в России может вырасти на 17,14%, до 3,28 трлн руб. Это сделает формат лидером по обороту среди всех каналов розничной торговли как минимум на ближайшие три года: в 2019 году их оборот может достичь 3,63 трлн руб., в 2020 году — 4,46 трлн руб. Продажи продуктов в мини-маркетах за это время могут вырасти до 3,32 трлн и 3,59 трлн руб., в супермаркетах — до 2,88 трлн и 3,01 трлн руб. соответственно.

В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) согласны, что доля охотников за промоакциями продолжает расти, что будет способствовать росту популярности дискаунтеров. По прогнозам АКОРТ, к 2021 году доля таких покупателей достигнет 25%, тогда как в 2011 году она была на уровне 3%. Год назад, по данным «Ромира», 36% покупателей выбирали магазины, где были скидки.

Эксперты считают, что ралли промоакций уже загнало крупных ритейлеров в ловушку, из-за которой падает маржинальность. Однако такую структуру продаж выстроили сами торговые сети, отвечая на запрос со стороны покупателей. Для сетей малые форматы дешевле с точки зрения капиталовложений, быстрее окупаются, проще в управлении и могут быстрее адаптировать ассортимент. В 2016—2018 годах промо позволило ритейлерам значительно увеличить долю на рынке и переманить покупателей, но эта тенденция привела к снижению маржинальности, например, чистая прибыль «Магнита» в третьем квартале 2017 года упала на рекордные 53,27%, до 6,92 млрд руб.

В ближайшие годы конкуренция между дискаунтерами выйдет из исключительно ценовой плоскости и они будут дифференцировать ассортимент, считают аналитики. «Пятерочка» планирует делать фокус на «продуктах категории фреш», а в «Магните» для улучшения ценностного предложения изучают поведение посетителей, в том числе используя технологию видеоаналитики, искусственный интеллект и анализ чеков, благодаря собственному оператору фискальных данных.

Стоп снято!

Компания «Анимаккорд», выпускающая мультсериал «Маша и Медведь», начала сотрудничество с сервисом «Яндекс.Такси» в рамках нового образовательного проекта. Старт кампании положил совместный ролик о правилах безопасности детей во время поездок на автомобиле.

Образовательная программа «Яндекс.Такси» и компании «Анимаккорд» будет состоять из обучающих онлайн-материалов: анимационных роликов, постов в социальных сетях, баннеров и специальных разделов на сайте мультсериала «Маша и Медведь», главные герои которого стали лицом новой платформы.

Маша и Медведь рассказывают о правилах безопасности на дорогах простым и доступным языком. Например, как правильно выбирать кресло по возрасту и пристёгивать ребёнка или как уберечь детей от укачивания во время поездки. В частности, в первом ролике из кампании Маша и Медведь обращают внимание на тариф «Детский» от «Яндекс.Такси» и на важности использования детского кресла. Видео уже набрало более 1,5 млн просмотров.

В Москве, Петербурге и Екатеринбурге — городах, где работает тариф — «Яндекс.Такси» забрендирует более 200 автомобилей партнёров изображениями Маши и Медведя в рамках рекламной поддержки проекта.

Дарья Золотухина, руководитель службы бренда «Яндекс.Такси»

Мы уверены, что рассказывать о правилах безопасности нужно как можно раньше — буквально с пелёнок. С «Анимаккордом» мы нашли для этой цели самую верную форму — игровую, образную и ненавязчивую. Персонажи мультсериала, весёлая и бойкая Маша и рассудительный и ответственный Медведь, просто и ясно рассказывают о безопасности. Так мы вырабатываем у детей привычку соблюдать правила, а родителям напоминаем, почему их соблюдение — простая и очевидная необходимость.

Наталья Кабаева, промо-менеджер компании «Маша и Медведь»

Сегодня Маша и Медведь, безусловно, являются ролевыми моделями для младшего поколения благодаря феноменальному успеху мультсериала как в России, так и по всему миру. Наблюдая сильное влияние наших персонажей на становление детей, мы ставим перед собой первостепенную задачу поддерживать социально значимые вопросы в воспитании, включая обеспечение безопасности. Таким образом, запуская совместный проект с «Яндекс.Такси» — серию образовательных материалов с Машей и Медведем — мы надеемся обратить внимание родителей на их ответственность за безопасную перевозку детей в транспорте, а также приучить малышей находится во время движения пристегнутым в кресле, по примеру главной героини мультсериала.

Новый подход к медиазакупкам

Платежная система American Express планирует заново оценить свой подход к глобальным медиазакупкам. В рамках этого процесса компания может направить запросы агентствам на оказание услуг по планированию и баингу, сообщила Adweek вице-президент AmEx Элизабет Кроста. По ее словам, в тендере смогут принять участие действующие партнеры. Пересмотр связан с желанием повысить эффективность бизнеса, в том числе в плане маркетинга.

Последние двадцать лет медиабаингом в интересах American Express занималось Mindshare (WPP). Тогда ему удалось обойти конкурента Ogilvy, а 13 лет назад — отстоять контракт в соревновании с Initiative (IPG) и Carat (Dentsu). В сфере digital медиа компания также работает с Digitas, входящим в Publicis Groupe.

В июне 2017 года финансовая компания отдала значительную часть креатива агентству mcgarrybowen, что стало серьезным ударом для Ogilvy, обслуживавшего бренд с 1962 года. По информации источника, этот пересмотр занял несколько месяцев.

В начале 2018 года значительные перемены произошли в самой American Express. Компания сменила гендиректора и директора по маркетингу. В настоящее время кредитными картами American Express пользуются 200 млн клиентов в более чем 100 странах, что делает ее вторым игроком на рынке. По оценке Kantar Media, в 2017 году бренд потратил на продвижение в США 300 млн долларов.

Как создать рекламную «Бомбу»

Возможно ли создавать рекламные кампании, которые будут ждать с таким же нетерпением, как второй сезон «Рассказа служанки»? Или которые смотрели бы так же «запойно», как «Игру престолов»? Об этом в колонке для The Drum рассуждает сооснователь RXM Creative Михай Ботарель.

Спросите любого подкованного в digital маркетолога, и он повторит избитый «инсайт»: внимание аудитории находится на рекордно низком уровне. Пользователь привык к контенту «быстрого потребления». Реклама стремится произвести максимальное впечатление в минимальный отрезок времени.

С другой стороны, видеосервисы Netflix, Hulu, Amazon Video доказывают, что с потреблением видеоконтента все нормально: люди смотрят по нескольку сезонов любимого сериала за раз, не отвлекаясь. Их проекты удерживают внимание, провоцируют, обеспечивают полное погружение в вымышленный мир. Ботарель предлагает рекламистам взять на вооружение пять ключевых принципов, которыми руководствуются создатели популярных сериалов.

Новое — хорошо забытое старое

Самое большое предубеждение рекламной отрасли — лучшая работа должна быть новой и революционной. Фраза «Такое уже было» способна зарубить идею на любом мозговом штурме. Но заботит ли это потребителей?

В своей книге «Хитмейкеры. Наука популярности в эпоху развлечений» Дерек Томпсон пишет, что в большинстве потребителей уживается любовь к новизне, жажда открытий, и одновременно — боязнь слишком нового. Хитмейкеры способны грамотно соединить новое со старым, чтобы удовлетворить и неофилов, и неофобов. Они конструируют «знакомые сюрпризы».

Да, аудиторию надо постоянно удивлять, однако больше всего ей нравится взаимодействовать по-новому со старыми сюжетами. Недаром самыми популярными фильмами в США из года в год становятся сиквелы и ремейки. Нет никаких препятствий для того, чтобы сделать рекламную кампанию в нескольких сезонах, создав собственную вселенную с новаторской идеей, набором ярких героев. Первый эпизод «Игры престолов» понравился далеко не всем, что не помешало ему стать самым популярным сериалом современности.

Рассказ как путешествие героя

Модным словом «сторителлинг» принято сопровождать любую презентацию, связанную с рекламным креативом. Агентства заявляют на своих сайтах, что они-то уж точно знают, как правильно рассказывать истории. Но применяются ли правила сторителлинга в реальности?

Джозеф Кэмпбелл в книге «Тысячеликий герой» описывает традиционный «путь героя», который включает зов к приключениям, преодоление первого рубежа, поиск союзника, столкновение с трудностями и врагами, главное испытание, награду и возвращение домой.

Эта схема проверена тысячелетиями и позволяет удерживать внимание слушателя или читателя. Секрет, как и в предыдущем пункте, заключается в применении старой формулы к новым обстоятельствам. В рекламе героем выступает бренд. Часто мы говорим о миссии бренда и забываем о его «путешествии», его развитии, движении, препятствиях и врагах. Между тем гении выстраивают историю так, что создатель Tesla и SpaceX Илон Маск выглядит как визионер и спаситель человечества, а Марк Цукерберг вынужден сражаться с матёрыми политиками в Конгрессе. И вот мы уже с нетерпением ждем развития сюжета…

Оставлять в напряжении

Напряженный эпизод (клиффхэнгер) в конце серии заставляет аудиторию ждать продолжения у телеэкрана. Создатель сериала «Родословная» на Netflix, Тодд Кесслер говорит, что предпочитает концовку, которая не ставит решающую точку, а наоборот, заставляет зрителя вести внутренний диалог даже после окончания фильма.

Если подобный прием хорошо зарекомендовал себя во многих медиаформатах, почему бы не применять его в ТВ-рекламе? Пусть зритель в нетерпении кусает локти, чтобы увидеть новый коммерческий ролик.

Развитие персонажа

Сценаристы сериалов достигли совершенства в том, что называется развитием героя. Чем дальше, тем интереснее становится персонаж: раскрывается его сущность, с каждым испытанием открываются новые грани характера. В рекламе также есть узнаваемые герои, но многих ли мы можем назвать поименно?

Можно поспорить, что рекламный формат не позволяет раскрыть героя полностью. Однако и ТВ-реклама, и онлайн-видео, и спонсорский пост в Instagram — это не только длительность. Это также частота, постоянство, повторяемость, которые повышают запоминаемость и позволяют выстраивать более глубокие отношения с потребителем.

Повторение — мать учения

Повторяющиеся персонажи и мотивы вызывают эмоциональный отклик у аудитории. Зритель чувствует удовлетворение, когда ему есть, к чему вернуться, есть за чьим развитием следить и есть кого поддерживать — поэтому поклонники «Игры престолов» и следят за судьбой Джона Сноу. С точки зрения рекламы «человеческие» черты могут быть у бренда, с явными достоинствами и некоторыми недостатками.

Вряд ли какая-нибудь кампания побьет по популярности сагу «Игры престолов», но использовать сериальные приемы в рекламе — стоящая идея, уверен Ботарель.

Борьба за клиентов

Российское подразделение немецкой торговой компании Metro Cash & Carry снизило цены для оптовых клиентов. Почти на 30% ассортимента Metro введено три уровня цены: для оптовых закупок, мелкого опта и для штучных покупок. Таким образом, цена будет напрямую зависеть от количества покупаемого товара, скидка может достигать 48%, сообщают «Ведомости» со ссылкой на представителя сети.

В первую очередь скидка коснется товаров, которые чаще всего покупают владельцы ресторанов, кафе, магазинов у дома: безалкогольные напитки, бакалея, выпечка, замороженные продукты, сыры и деликатесы, молочная продукция, моющие средства и др. В будущем ассортимент может расшириться.

По словам представителя сети, новшество учитывает специфику российского рынка. Подобные программы есть и в Китае, Румынии и на Украине, а вот на родном рынке компании, в Германии, таких ценников нет.

Российский бизнес — один из ключевых для Metro: на Россию пришлась треть операционного дохода (EBIT) Metro, или 292 млн евро за 2016/17 финансовый год. Однако результаты его стали ухудшаться: за последний финансовый год выручка в сопоставимых центрах упала на 3,4%. Metro готова к тому, что уменьшение цен для оптовиков ненадолго снизит прибыль его российского подразделения.

«Но в долгосрочной перспективе новая ценовая механика благоприятно скажется на трафике и среднем чеке», — сообщил представитель сети, добавив, что подобные пилотные проекты показали прирост продаж до 7%.

Новая ценовая политика не связана с инициативами конкурентов, уверяет представитель Metro: компания решила снизить цены для оптовиков в ответ на «рыночные тенденции, потребности профессиональных клиентов и конечных покупателей».

Однако эксперты считают, что на действия Metro могла повлиять активность конкурентов — крупные ритейлеры в последние годы стали активнее заниматься работой с оптовыми закупщиками, чтобы нарастить средний чек. Так за последние несколько лет с оптовыми покупателями начали активно работать «Лента», «Дикси» и «Магнит». Последний с лета 2017 г. также открывает специальные магазины «Магнит-опт», где ассортимент, оформление торгового зала, выкладка товара рассчитаны на покупку мелким оптом, а часть продукции выложена в заводской крупной фасовке.

«Ночь пожирателей рекламы»

«Ночь пожирателей рекламы» — мировое киношоу в формате ночного показа рекламы, позиционируемой как произведение искусства. Впервые программа была показана ее создателем Жаном Мари Бурсико в 1981 году в Париже, с тех пор успешно гастролирует по всему миру.

В 1994 году посмотреть лучшие рекламные ролики со всего мира смогли и зрители России. С тех пор как первая «Ночь пожирателей рекламы» впервые прошла в Москве, Петербурге и Ялте, ее география значительно расширилась, собирая любителей необычной рекламы от Калининграда до Владивостока.

«Ночь пожирателей рекламы» проводится в формате 8 часового шоу. Сеанс разделен на три блока продолжительностью по 1,5 часа каждый. Гости фестиваля могут окунуться в атмосферу праздника, творчества и рекламы, отвлечься от будничной суеты, поучаствовать в конкурсах, познакомиться со звездами кино и интернета, отдохнуть в фуд-зоне. Однако кульминация вечера — показы лучших образцов мировой рекламной индустрии.

Каждый год на киношоу «Ночь пожирателей рекламы» проводится церемония AdAwards — звезды кино, телевидения и пр. выбирают лучший рекламный ролик из программы прошлого сезона. Вот эти ролики-победители разных лет мы и предлагаем Вам посмотреть.

Несколько раз одновременно со звездами голосовали и зрители — с помощью мобильных телефонов. Интересно, что лучшим по итогам обоих голосований оказывался каждый раз один и тот же ролик! Что рассказывает нам не только о ролике, но и прежде всего о нас самих — что именно мы выбираем.

Конечно, маркетологи скажут, что выборка не репрезентативная: голосуют самые активные, да еще из тех, кто пришел на мероприятие, кому интересна реклама. Ну да, т. е. как раз мы с вами.

Что объединяет все ролики, которые оказались победителями? Неожиданный сюжетный ход, наличие юмора (иногда весьма черненького), смелость, упоминание или использование современных технологий. Исполнение при наличии хорошей идеи может быть вполне минималистским, но качественный видеоряд мы, конечно, тоже оценим!

Для кого предназначен этот проект? Российские продюсеры исследовали аудиторию «Ночи», и вот что интересно. В первые годы зрителями были по большей части профессионалы — рекламисты, маркетологи, представители киноиндустрии, но уже через несколько лет аудитория стала гораздо шире: банковские работники, строители, агенты недвижимости, и конечно, студенты всех специальностей!

Это говорит прежде всего о том, что реклама — та, которая представлена на «Ночи» — по сути короткометражные фильмы, а их просмотр стал модным интеллектуальным развлечением.

Медленное падение

В 2017 году российский рекламный рынок вырос на 14% до 417 млрд рублей, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). В ближайшие годы он будет постепенно замедляться, прогнозируют аналитики Zenith (входит в рекламную группу Publicis Media). Однако на фоне невысокой динамики глобального рекламного рынка Россия вместе с другими развивающимися странами составит «костяк» крупнейших в мире рынков по объему рекламных денег.

В 2018 году российский рекламный рынок покажет +12%, в 2019 году +8%, в 2020 году +7%. Динамика ТВ-сегмента изменится с +13% в 2017 году до +5,2% в 2020 году, интернета (поиск, баннеры, видео) с 22,3% до 10,2%, радио с +3% до 0%, наружной рекламы с +8% до 5%, прессы с -8% до -4%.

К 2020 году доля интернета в рекламном пироге увеличится с 40,6% до 44,4%. В 2019 году он станет крупнейшим медиа в России, обогнав по бюджетам телевидение.

На глобальном уровне смена лидера в медиа произошла уже в 2017 году, уточняют в Zenith. Интернет опередил традиционное ТВ, став крупнейшим в мире рекламным носителем, на который приходится 37,6% всех рекламных расходов. В 2018 году рекламодатели будут тратить на интернет 40,2% своих бюджетов, это — 44,6%, ожидают в Zenith.

Основными драйверами роста интернет-рекламы в мире являются онлайн-видео и социальные сети, которые до 2020 года будут расти в среднем на 17% в год. Мобильная реклама сейчас составляет 52,6% всех интернет-бюджетов. К 2020 году на мобайл будет приходиться 65,6% от общего объема интернета и 29,3% всех расходов на рекламу в 2020 году — больше, чем другие медиа кроме телевидения.

Согласно Zenith, в 2018 году глобальный рекламный рынок вырастет на 4,6% против +4% по итогам 2017 года и будет развиваться медленнее, чем в целом глобальная экономика вплоть до 2020 года. Самый большой рекламный рынок в мире по-прежнему американский, за ним следует Китай, а затем Япония.

К 2020 развивающиеся рекламные рынки (Китай, Индонезия, Индия, Филиппины, Бразилия, Россия и Южная Корея) укрепят свои позиции в десятке крупнейших стран по объему бюджетов. Россия войдет в ТОП-10, заняв девятое место.

Прогноз Zenith по глобальному рекламному рынку до 2020 года

Прогноз Zenith по глобальному рекламному рынку до 2020 года

Новый сервис для бизнеса

«Яндекс» представил новую платформу «Яндекс.Диалоги» для регистрации и разработки собственных чат-ботов. С помощью платформы можно научить голосового помощника «Алису» нужным навыкам.

Обученная «Алиса» станет действовать, как только пользователь произнесёт кодовое слово. В ходе диалога она будет передавать реплики пользователей на сервер компании, а пользователям отвечать им заданным текстом или ссылками. Ранее это могли делать только разработчики «Яндекса».

«Яндекс» также разрешил подключать к «Алисе» сторонние службы. Чат-боты компаний могут научить «Алису» заказывать пиццу или доставку цветов.

В частности, сервис уже тестирует сеть пиццерий «Папа Джонс». Для заказа необходимо лишь назвать «Алисе» вид пиццы, количество, адрес и время доставки, после чего будет оформлен заказ. Общение с «Алисой» позволит сократить время оформления заказа и привлечёт к сети внимание молодых пользователей смартфонов, надеются в компании.

Обзор рынка мобильных приложений

По итогам 2017 года Россия вошла в первую пятерку стран по загрузкам приложений, но по валовым расходам потребителей в магазинах приложений к лидерам пока не относится. Количество загрузок из App Store, Google Play и независимых магазинов Android в нашей стране выросло на 30%, говорится в отчете App Annie.

Четыре из пяти ведущих стран по загрузкам — рынки с формирующейся экономикой. App Annie прогнозирует, что по мере их «взросления» будут открываться колоссальные возможности для монетизации. Так, после внедрения в Индии субсидированного безлимитного доступа к 4G сети от Jio число загрузок подскочило на 215%, что позволило ей обогнать США. Однако развитые рынки сохраняют высокие абсолютные показатели загрузок. К примеру, в США пользователи в среднем скачивали по три приложения в месяц, а свыше 70% из них — хотя бы одно в месяц.

В 2017 году расходы потребителей в магазинах приложений превысили 86 млрд долларов, по сравнению с 2015 годом объем рынка более чем удвоился (+105%). Рост расходов будут поддерживать быстрые темпы внедрения смартфонов и приложений на формирующихся рынках, а также способность приложений перетягивать на себя значительную долю «кошелька» потребителей в развитых экономиках. Расходы в магазинах приложений уже на 70% превысили глобальные доходы от живой музыки и записей, на 195% — мировые кассовые сборы, на 70% — доходы от игр на ПК/консолях.

321

Монетизация на ведущих рынках продолжает стремительно расти. Китай стал настоящим генератором доходов, и темпы роста здесь только ускоряются. По прогнозам App Annie, подобная тенденция повторится и в других формирующихся экономиках — в России, Бразилии и Юго-Восточной Азии.

Вовлеченность пользователей вышла на новый уровень: в 2017 году среднестатистический владелец смартфона ежемесячно открывал около 40 приложений. При этом в большинстве исследованных стран на смартфонах установлено в среднем более 80 приложений. Высокая вовлеченность приведет к более активному взаимодействию с клиентами, повысит их удовлетворенность и пожизненную ценность (LTV), считают аналитики.

В среднем потребители проводят в Android-приложениях по 3 часа в день. С 2015 года этот показатель вырос более чем на 30%. Анализ выбранных рынков показал, что пользователи смартфонов проводят в нативных приложениях в 7 раз больше времени, чем в мобильных браузерах, и заходят в них в 13 раз чаще. Это открывает перед бизнесом большие возможности.

У некоторых компаний значительная доля продаж приходится на мобильные каналы, а конверсия в приложениях втрое выше, чем в мобильных браузерах. Так, у пиццерии Domino в Великобритании через приложение осуществляется почти 50% онлайновых продаж, а у авиакомпании EasyJet к пятилетней годовщине с помощью приложения бронировалось 20% билетов.

В App Annie подтверждают, что распространение финансовых приложений набирает обороты. На мобильных платформах осуществляется все больше финансовых операций, в Индонезии, Бразилии и России рост опережает общие темпы развития индустрии приложений. Сейчас пользователям доступен полный спектр финансовых услуг — от онлайн-платежей и переводов до POS-терминалов, от ведения бюджета до управления инвестициями и проверки кредитоспособности. В Lloyds заявляют, что приложение позволяет оказывать более персонализированное банковское обслуживание, поэтому компания планирует во всех своих действиях ориентироваться на мобильную платформу.

На разных рынках росла аудитория у приложений финтех-компаний. Они предлагают клиентам четкое и удобное обслуживание (слабое место для многих банков) в таких областях, как агрегация счетов, платежи и управление инвестициями. В частности, собственный сервис платежей есть у Apple, и доступ к нему можно получить через iMessage, Siri, Apple Pay и контакты.

Быстрый рост цен на криптовалюты привел к созданию новой категории приложений, которые позволяют отслеживать динамику цен, вести счета и торговать валютами где и когда угодно. Показатели приложений по работе с криптовалютами тесно связаны с ценами активов и воодушевлением покупателей.

Что касается приложений для розничной торговли, то здесь открываются все более широкие возможности вовлечения и монетизации. Одновременно ритейлеры, сочетающие онлайновые и оффлайновые каналы, ощущают давление со стороны изначально цифровых участников рынка. В приложениях изначально цифровых ритейлеров на одного пользователя приходилось более чем вдвое больше сеансов в месяц, и в целом за последние два года темпы роста у них были выше.

Возможности мобильного шопинга продемонстрировал ноябрь 2017 года — самый значительный месяц в его истории. В День холостяков (11 ноября2017 года) AliExpress занял первое место по загрузкам среди приложений категории «Покупки» в 69 странах на iPhone и в 38 странах на Android-смартфонах, что придало этому событию глобальный характер. Все дни, в которые загрузки приложений для покупок занимали первую позицию в Китае, Великобритании, США и по всему миру, — это либо День холостяков, либо соседние дни.

Во время праздников мобильный маркетинг играет как никогда важную роль. По данным App Annie, на органический трафик приходится 65% загрузок в App Store. В ноябре 2017 года объем поиска ключевого слова Black Friday по сравнению с тремя предыдущими месяцами вырос на 115%. Но рейтинг сложности этого ключевого слова с августа 2017 года также вырос на 185% — значит, его задействуют многие издатели. Чтобы удержаться на плаву, компаниям необходимо удвоить усилия по ASO-оптимизации, а также обращаться к платной поисковой рекламе в магазинах.

Игры — по-прежнему основной драйвер роста индустрии приложений. Потенциал монетизации продолжает расти, игры охватывают все более широкую базу пользователей. Большая часть времени в играх приходится на людей старше 25 лет. Лидером по количеству загрузок игр на App Store и Google Play стала компания Vivendi, владелец мобильных игр Gameloft — она генерирует на всех платформах 2,5 млн загрузок ежедневно. Удачный год выдался для Honor of Kings — благодаря популярности в Китае. По итогам IV квартала2017 года игра от Tencent стала самой используемой игрой в мире. Удвоила усилия на мобильном рынке франшиза Lineage — и смогла пробиться в число самых кассовых.

По прогнозам App Annie, в 2018 году Китай сохранит ведущую позицию по показателю затрат пользователей в магазинах приложений. По показателю затрат времени на Android-устройствах будут лидировать формирующиеся рынки во главе с Индией и Бразилией.